Рецензия: «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя» — Кино первых поллюций
«Людям нужeн нe тoлькo xaрдкoр, нo и сливки, пeнкa в чaшeчкe кофе. Людям нужно приятное настроение». Так оператор настраивает Эйприл О’Нил на съемки дурацкого телесюжета об уличной аэробике, отговаривая от журналистских расследований.
Эта же незначительная фраза, оставленная в сценарии как бы невзначай, целиком оправдывает существование фильма «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя». Людям же нужна пенка в чашечке кофе.
Кино с живыми актерами о черепашках-ниндзя всегда было бредовой идеей. В начале 90-х эта идея воплотилась трижды. Но тогда в мире было много нелепых вещей. Блестящие лосины унисекс, огромные начесы на головах у женщин, белый рэпер Vanilla Ice. Последний, кстати, снялся во втором фильме о черепашках, после чего безвозвратно ушел в прошлое, как и вся кинотрилогия о пресмыкающихся подростках-мутантах. И Vanilla Ice, и те фильмы сегодня вспоминают разве что в порядке ностальгии, либо для смеха. Но кто-то на студии Paramount решил иначе: миру нужны новые черепашки-ниндзя — конечно же, в 3D и с «вырви глаз» CGI.
Так мы и получили канонический летний блокбастер «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя»: ненапрягающий сюжет, юмор, акцент на семье, фантастика и большая звезда в одной из ролей. Но как же безвкусно все эти составляющие замешаны в фильме!
Сюжет новых «Черепашек-ниндзя» упрощен настолько, что его могут воспринять даже обычные черепахи, не познавшие чудо мутации. Создателям фильма будто бы было в лень продумывать, как вписывать в сюжет те или иные подробности: герои их просто проговаривают. Все становится понятно уже на первых секундах фильма, когда предыстория черепашек и Сплинтера рассказывается с помощью анимированного комикса. Такой прием всегда можно оправдать стилистикой фильма, но мы-то с вами понимаем, что сценарист просто обламался придумать какую-то интригующую сцену.
Ленту «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя» пиарят как работу Майкла Бэя, хоть он и значится всего лишь продюсером. А жаль. Потому как визитная карточка Бэя — экшен — здесь хромает. Первой нормальной подобной сцены приходится ждать непозволительно долго, да и получается она слабо. Хотя любителям экшена все же воздастся, когда герои будут исполнять слалом на пару с грузовиком. По насыщенности событиями новый фильм напоминает эпизод старого мультсериала, но только второй длится двадцать минут, а первый — сто.
Черепашки-ниндзя появились тридцать лет назад как персонажи комикса, пародирующего более знаменитые супергеройские истории, например, Сорвиголову. Потому юмор — основной конек всех историй о черепашках-ниндзя: от изданий и мультов до неуклюжих киноверсий. Всегда он применялся с разной степенью остроты, иногда даже с иронией и скрытым смыслом. В новых «Черепашках» никому не запудривают мозги подтекстами — здесь все прямолинейно, начиная от пердежных шуток, заканчивая фразой: «Мне уже панцырь жмет» — реакцией на горячую репортершу Эйприл. Заметим, что в англоязычном оригинале словесной пошлятины должно было быть много, украинская же адаптация оказалась деликатной.
В фильме сохранилась и такая традиция всех «Черепашек-ниндзя», как отсылки к поп-культуре, которые не встретишь в других фантастических франшизах. В свое время это делало «Черепашек» ближе к аудитории и реальности. Но если в киноверсии 1991 года наши ниндзя шутят о «Гроздьях гнева» и Льве Толстом, то в новой картине — о сериале «Остаться в живых» и Супермене. А Эйприл О’Нил обязательно уточняет, что «это же мутанты, названные в честь художников эпохи Возрождения». Зритель, дескать, сегодня темный, он о таком и не подумает.
К картине «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя» тяжело придраться, мол, смотрите, как исковеркали мифологию героев. В том и дело, что новый фильм многое черпнул как раз из старого комикса. Но без брака не обошлось. Например, создатели фильма не смогли достойно подать злодеев. Шреддера представили инфернальным суперчеловеком (шутка ли, ломать людям руки собственной шеей!), тогда на кой черт ему высокотехнологический металлический костюм, закрывающий тело с головы до пят?! Эффектно на словах, но нелепо на деле выглядят лезвия, которые Шреддер выбрасывает в соперника и возвращает на место. Кажется, что-то подобное было в старой аркадной игре. Ежике Сонике, что ли.
Все претензии к примитивности сюжета и героев можно списать на целевую аудиторию фильма — детей и подростков. Для них же Эйприл играет вульгарная и как всегда деревянная на экране Меган Фокс. Единственный персонаж, который связывает это кино с миром взрослых — оператор в исполнении Уилла Арнетта. Он и сострит удачно, и Джорджа Майкла включит, и вообще подскажет, что все происходящее — бессмыслица.
Поверхностное раскрытие героев, отсутствие культовых для франшизы персонажей (где Крэнг, мать вашу!) объясняется одним — желанием приберечь хоть что-то для сиквелов. А продолжение будет, не сомневайтесь — на это в «Черепашках» очень «толсто» намекают.
Для многих фильмов существуют рекомендации, с какого возраста смотреть это кино. В случае с лентой «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя» надо обозначить, до какого возраста ее можно смотреть. Скорее всего, до первой поллюции.
5 вещей, которые мы узнали из фильма «Подростки-мутанты. Черепашки-ниндзя»
* Меган Фокс умеет с умным видом говорить о химикатах и других сложных вещах.
* Существует пицца с 99 видами сыра.
* Нет ничего хуже хлюпиков-ученых, перечитавшихся японской истории.
* У одного из злодеев визитка, которой бы наверняка позавидовал Патрик Бейтман.
* Жилище можно красиво задекорировать магнитолами от пола до потолка.
Теги: Майкл Бэй, Меган Фокс, Подростки-мутанты ниндзя-черепашки, рецензия, Уилл Арнетт