Рецензия на фильм «Тесла»
Рeцeнзия нa фильм «Тeслa»
Oчeнь скучный бaйoпик o лeгeндaрнoм изoбрeтaтeлe 5 сeнтября 2020, 23:25 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая
Фигура выдающегося ученого и изобретателя Николы Теслы, который родился в 1856 году и умер в 1943, продолжает захватывать умы людей своими смелыми экспериментами с электричеством и очень прогрессивным видением мира и того, каким он станет в недалеком будущем. Более столетия назад Тесла мечтал о том, что люди смогут общаться с людьми из другого полушария всего за несколько секунд, передавать и получать огромные массивы информации, и хотя в 1890-х его многие считали безумцем, в 21 веке весь мир признал его одним из революционных гениев, которые изменили нашу жизнь и нашу историю. Вдохновившись его гением, сценарист и режиссер Майкл Алмерейда решил снять о Тесле нестандартный байопик. И, к сожалению, он оказался нестандартно скучным. Что же пошло не так?
Тесла прожил очень долгую и наполненную событиями жизнь, проделав нелегкий путь из маленькой деревни в Австрии в американский мегаполис Нью-Йорк, где он умер в одиночестве в отеле в возрасте 86 лет, но, пожалуй, самым ярким и интересным периодом в его жизни была знаменитая война токов, когда он оказался между двух титанов американской промышленности Томасом Эдисоном и Джорджем Вестингаузом. И хотя Алмерейда касается этой темы в фильме «Тесла», во время его просмотра не покидает чувство, что режиссер пытался объять необъятное, выхватывая разные куски из биографии легендарного изобретателя, перемешивая их и бросая в зрителя, не раскрыв толком ни самого Теслу, ни Эдисона, ни Вестингауза, ни еще штук пять исторических персонажей, которые внезапно появляются и так же внезапно исчезают с экрана, превращая данную биографическую драму в непонятный винегрет. И от героини Энн Морган, которая то является любовным интересом Теслы, то закулисным рассказчиком с голосом из Википедии, помощи здесь ждать не приходится.
Любой байопик всегда держится на плечах исполнителя главной роли, который влюбит в себя зрителя и заставит проникнуться своим героем, но и здесь у «Теслы» полный промах. Такое чувство, что на роль Теслы Алмерейда взял Итана Хоука только для того, чтобы тот просто был лицом картины на постере и показался на экране с усами, как у Теслы. Поскольку о его игре здесь говорить не приходится. Ему просто нечего играть в данном байопике о Николе Тесле, хотя он якобы должен быть его главным героем. Этот великолепный актер, на счету которого есть 4 номинации на «Оскар» и куча наград, мог бы получить «Оскар» за роль Теслы при правильном раскладе – и при правильном сценарии, где ему дали бы сыграть Теслу, а не просто безмолвно позировать «в качестве Теслы» в разных сценах. За эти полтора часа он будто и ста слов не сказал. Наверное просто все время пребывал в своих глубоких мыслях.
Стараясь быть чрезвычайно оригинальным, Алмерейда решил, что «Тесле» подойдет такое сумбурное повествование, которое пытается втиснуть как можно больше фактов в очень скромный хронометраж (не два часа, как в обычном байопике, а всего полтора часа), но, увы, эти 100 и 1 факт о жизни Теслы очень быстро исчезнут из вашей памяти, поскольку им не придается в кадре особого значения, и фильм их никак не иллюстрирует. Плюс Энн зачитает со своего ноутбука (как оригинально) кучу ненужных фактов из жизни Эдисона и вообще каждого, кто появляется на экране, что отвлекает внимание от самого Теслы, хотя та же Энн в начале отмечает такую несправедливость, что в Гугле об Эдисоне гораздо больше страниц, чем о непризнанном в свое время гении Тесле.
Роль Энн исполняет звезда сериала «Больница Никербокер» Ив Хьюсон, и между ними с Хоуком не то что нет никакой актерской химии, такое чувство, что эти актеры просто злейшие враги и не желают находиться в одной сцене вместе. При этом отношения Теслы и Энн должны быть сердцем фильма. А потом на экране появляется знаменитая актриса Сара Бернар (да, ее сюда тоже приплели), и Тесла у нас предстает просто каким-то сердцеедом. Хотя очевидно, что ему гораздо комфортнее ловить молнии в горах, чем выходить в свет и общаться с женщинами.
Как бы сильно вы не любили и не восхищались гением этого изобретателя, фильм «Тесла» вам захочется бросить уже спустя полчаса, поскольку ничего нового и интересного он не рассказывает и не показывает на экране. Первую часть байопика сюжет почему-то постоянно возвращается к смертной казни с помощью тока, которая к Тесле вообще не имеет никакого отношения. Но видимо Алмерейде так сильно понравился Кайл МакЛоклен в роли Эдисона, что он никак не мог удержаться, чтобы не снять еще одну сцену с ним (и еще одну, и еще одну).
Так что перед нами провальная попытка «вдохнуть жизнь» в жанр байопика, при которой режиссер не учел одну важную вещь – жанр байопика особо не нуждается в усовершенствовании. Он даже находится сейчас на своем пике, ведь ни одна церемония «Оскар» не обходит байопики стороной. Главной целью байопика является рассказать зрителю интересную историю жизни выдающегося человека, а из данного фильма вы почерпнете только то, что уже есть в Википедии, и ничего больше. Хотя даже в статье на Википедии раскрыто гораздо больше деталей и нюансов о жизни великого изобретателя, чем здесь.
Единственный оригинальный прием, который разнообразил эти сваленные в одну кучу факты о жизни Теслы, вас ждет только в самом конце фильма, если, конечно, вы сможете себя заставить досмотреть его до конца. В конце Тесла в воплощении Хоука становится рок-звездой и исполняет песню «Everybody Wants to Rule the World». Это настолько странно и восхитительно одновременно, что, если бы эта сцена открывала данный фильм, то он мог бы быть совершенно другим. Не таким скучным, что ли.
Теслу не всегда воспринимали всерьез, когда он был жив, и он заслуживает, чтобы в 21 веке о нем сняли достойный фильм, который будет номинирован на «Оскар», а не такой «нестандартный байопик», о котором хочется забыть еще во время просмотра.
645 Написать комментарий