Рецензия на фильм «Сквот32»
Рeцeнзия нa фильм «Сквoт32»
Бунтaрский дуx укрaинскoй мoлoдeжи11 aпрeля 2019, 19:05 | Рeцeнзии | Автор: Елена Стрельбицкая
В больших городах есть много заброшенных зданий, которые постепенно разрушаются под давлением времени, хотя возможно еще лет 20 тому назад в них кипела жизнь, собирались представители богемы и устраивали вечеринки до утра. Теперь они превращаются в сквоты – дома, где собираются юные, творческие бунтари, которым нужно пространство для самовыражения. О такой коммуне творческой молодежи и повествует новый украинский фильм «Сквот32».
«Сквот32» знакомит зрителя со сквоттерской культурой сквозь призму фотообъектива девушки Лизы (Анна Адамович), которая работает в банке недалеко от заброшенного дома. Монотонная работа с людьми и бумагами не приносит героине никакого удовольствия, да и о карьере в банковской сфере она не мечтает. Поэтому когда Лиза замечает в заброшенном здании интересных персонажей, ее тянет туда, как магнитом. Она находит в родительской квартире свою старую фотокамеру и начинает снимать жизнь творческих людей, подпитываясь и вдохновляясь их свободой от правил и условностей.
В сквоте Лиза встречает танцора Сашу (Александр Богачук), и с их первого столкновения между героями проскакивает искра. Он показывает ей абсолютно другую жизнь, и Лиза решает следовать за своей мечтой. Сдружившись с ребятами из сквота, узнав их истории, она набирается храбрости бросить работу, которая очевидно подходит ее родителям, но не ей самой, и с головой прыгнуть в творческую жизнь без страховки. Временами Лиза может казаться тихой, наивной и беззащитной, но пусть она много не говорит, ее целеустремленность и готовность работать не покладая рук, чтобы стать хорошим фотографом, показывают ее внутреннюю силу. Она никому, включая Саше, не позволит себя остановить и не согласится на меньшее. Лизе многое приходится пережить, но она делает это с высоко поднятой головой. По-моему, это отличный портрет современной украинской девушки, которая знает чего хочет и идет к этому. И отдельное спасибо сценаристам за то, что они не ударились в Голливуд и не превратили «Сквот32» в слезливую мелодраму, это бы испортило фильм, а так зритель получает ровно столько лав-стори, сколько нужно.
Особенно цепляет при просмотре история 80-летней бабушки Фаины, которая прожила в этом доме всю свою жизнь и наотрез отказывается выселяться. Она вспоминает былые времена, когда в доме собиралась богема города: писатели, художники, поэты, артисты и балерины. Но однажды их не стало, и теперь Фаина осталась совсем одна. Поэтому она с радостью принимает у себя в гостях эту молодую и шумную компанию танцоров и музыкантов, которым некуда идти. К сожалению, актриса и балерина Римаида Онадская не дожила до премьеры фильма, но ее персонаж – это определенно дух дома, дух времени, который добавляет глубины данной истории.
Недавно в украинский прокат вышла картина «Давай танцуй» об украинской танцевальной субкультуре, но «Сквот32» цепляет гораздо сильнее, а тот перформанс героев в конце и вовсе заслуживает аплодисментов. Это даже больше чем перформанс – это манифест жителей сквота, которые сражаются за свой родной дом. Местный политик хочет сравнять его с землей, заявляя, что в доме тусуются наркоманы и бомжи, но теперь зритель знает, что это не так.
Это история о молодых людях и старых зданиях, об искусстве и поисках себя, о бунтарском духе и дружбе, о любви и фотографии, и о взрослении. Для режиссера Александра Лидаговского «Сквот32» является дебютной киноработой, но это уверенный шаг в направлении хорошего независимого кино. «Сквот32» – это как молодое арт-хаусное вино. Вернее кино. Оператор Владимир Иванов своим метким глазом находит красоту во всем, начиная с серых урбанистических пейзажей и простоты жизни главной героини и заканчивая живыми лицами и разрушающимися стенами. Поэтому несмотря на свои просчеты, фильм обволакивает тебя своей атмосферой бунтарства и творчества, а после просмотра хочется то ли танцевать, то ли рисовать, то ли писать стихи на стенах, как делал один из героев, то ли взять в руки фотоаппарат и посмотреть на мир глазами человека, который вместо преград видит новые возможности. Дебютное творение Лидаговского вдохновляет, и это главное.
Становление разножанрового украинского кино продолжается, и мы все становимся свидетелями этого. Оно, как и Лиза, находится в поиске себя, и это прекрасно. Пусть поиск продолжается.
23 Написать комментарий