Рецензия на фильм «Приключения Пиноккио»
Рeцeнзия нa фильм «Приключeния Пинoккиo»
Скaзoчнaя oдиссeя Мaттeo Гaррoнe25 июня 2020, 02:40 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая
Пять лет назад знаменитый итальянский режиссер Маттео Гарроне представил миру свою необычную фантасмагорию с Сальмой Хайек в главной роли под названием «Сказка сказок», но его мечтой всегда было снять историю о деревянном мальчике по имени Пиноккио, который сбежал из дому и отправился в эпическое путешествие, поскольку режиссер зачитывался этой сказкой еще с самого детства. И так на свет появился художественный фильм «Приключения Пиноккио», в котором Гарроне представляет свой неповторимый взгляд на легендарную сказку Карло Коллоди.
Вы наверняка с детства знаете эту сказку о непоседливом и непослушном деревянном мальчике, который не захотел ходить в школу и сидеть днями за партой, а тайком от отца отправился в путешествие с кукольным театром. Там он повстречал других деревянных кукол и злого директора театра сеньора Маджафоко (известного на постсоветском пространстве как Карабас-Барабас), и это знакомство, что чуть не обернулось для нашего героя костром, стало лишь первым в череде его долгих и захватывающих приключений, которыми здесь неоднократно удивляет и даже шокирует зрителя Гарроне, оставаясь верным оригиналу и своему уникальному видению, которое можно сравнить разве что с картинами режиссера Гильермо дель Торо (он, кстати, тоже планирует в будущем снять свою экранизацию сказки о Пиноккио).
На роль деревянного мальчика-непоседы Гарроне выбрал юного актера Федерико Иелапи, и, несмотря на этот сложный грим на его лице, он живо и непосредственно отыграл каждую эмоцию своего героя, наделив его самыми человечными чертами, главными среди которых являются его доброта и искреннее желание помочь ближнему, пусть даже он знает этого «ближнего» всего пять минут. Из-за чего он нередко попадает впросак, но потом все равно находит способ, как выпутаться из такой ситуации и продолжить свой путь.
Роль его отца Джепетто исполняет здесь лауреат премии «Оскар» Роберто Бениньи, которого вы наверняка знаете благодаря знаменитому фильму «Жизнь прекрасна», и он просто чудесен в этом образе голодного и одинокого, но очень талантливого человека, чье доброе сердце превращает зачарованное полено в чудесного и доброго мальчика. По своей сущности его Джепетто является собирательным образом всех замечательных родителей нашего мира, которые готовы на все, чтобы у их ребенка было светлое будущее и светлая голова. Даже продать в холод последнюю куртку, чтобы купить своему ребенку азбуку. Так что в этом образе Бениньи наверняка порадует вас своей великолепной и трогательной игрой.
Несмотря на то, что «Приключения Пиноккио» основываются на детской сказке, если у вас есть маленькие дети, то для них еще в 40-х годах студия Disney сняла мультфильм «Пиноккио», а вот фильм Гарроне – это сказка для взрослого зрителя. Я бы даже сказала для настоящих ценителей авторского европейского кино, так что не стоит здесь ждать диснеевских песен и танцев. Более того, Гарроне остается верен сказке Коллоди, которая местами может шокировать неподготовленного зрителя. Например, как та сцена с повешеньем Пиноккио или с гробом в доме Феи (Мальвины), который заносят жуткие зайцы, когда главный герой отказывается принимать лекарство и говорит, что он не боится смерти (после такого вы тоже сразу побежите пить лекарство). Да и сцена превращения Пиноккио в осла и эпизод с его утоплением тоже были сняты не для детей, а скорее напоминают эпизоды сказочного хоррора.
Нотки хоррора добавляет произведению Гарроне и тот удивительный грим, который превратил актеров в очень реалистичных деревянных кукол и самых разных животных, как лис, кот, птицы, улитка, сверчок и даже тунец. Этот грим одновременно и пугает, и завораживает, а вместе с волшебной музыкой известного композитора и лауреата премии «Оскар» Дарио Марианелли, который давно работает над голливудскими картинами, на чудесных локациях в живописной итальянской сельской местности, превращенных в иллюстрации из книжки Коллоди, разворачивается эпическая история маленькой деревянной куклы, которая отчаянно хочет стать настоящим мальчиком, то есть стать человеком. Эта одиссея Гарроне завораживает и преподает своему герою – и зрителю вместе с ним – множество важных уроков.
Да, как ни крути, но «Приключения Пиноккио» гораздо полезнее смотреть взрослым, нежели детям. Поскольку именно взрослый и вдумчивый зритель во время просмотра нового шедевра Гарроне откроет для себя глубину и философскую составляющую данной «сказки», которая напоминает не только о том, как важно идти по миру с добрым сердцем – тем, что и отличает нас от деревянных полен, – но и напоминает, что не нужно бояться перемен и что нам всем порой жизненно необходимо оставить привычное позади и отправиться на поиски своего места в жизни. На примере своего путешествия Пиноккио показывает нам, что ходить в школу, конечно, важно, но не менее важно познавать этот мир и за пределами ее стен. Именно в своем приключении главный герой набирается ценного опыта, учится ценить труд и разбираться в людях, а также различать настоящих друзей и обходить десятой дорогой мошенников и злодеев. Гарроне снял очень глубокую философскую притчу, которая никогда не потеряет своей актуальности, и теперь дель Торо нужно будет очень постараться, чтобы создать нечто еще более впечатляющее и атмосферное о деревянном мальчике Пиноккио.
Однажды нужно перестать бояться и с головой броситься в эту прекрасную и непредсказуемую жизнь, чтобы познать ее сполна, увидеть мир и в конце концов стать тем человеком, каким вы всегда мечтали быть. Если это удалось Пиноккио, то точно удастся и нам с вами.
111 Написать комментарий