Рецензия на фильм «Перспективная девушка»
Рeцeнзия нa фильм «Пeрспeктивнaя дeвушкa»
Слaдкaя мeсть пaтриaрxaту oстрым скaльпeлeм 4 фeврaля 2021, 03:15 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Мнoгиe мoлoдыe люди вмeстe с друзьями идут после тяжелой рабочей недели в ночные клубы, чтобы выпить, потанцевать, отдохнуть. (Вернее, ходили до пандемии коронавируса). И в этих ночных клубах они замечают очень пьяную девушку с растертым макияжем, которая еле стоит на ногах. Будучи настоящим джентльменом (а как иначе), один парень из компании обязательно вызывается проводить ее домой, чтобы с ней не случилось ничего плохого. К себе домой. И там его очень скоро ждет неприятный сюрприз, ведь эта очень пьяная девушка на самом деле не выпила ни капли алкоголя и прекрасно понимает, что она сделает с этим «джентльменом» дальше…
Имя английской актрисы Эмиральд Феннел вам может быть и не знакомо, но она снималась во второплановых ролях в таких отмеченных номинациями и премиями «Оскар» кинокартинах, как «Альберт Ноббс», «Анна Каренина» и «Девушка из Дании». Правда, она всегда мечтала о большем, поэтому, когда пару лет назад ей выпал шанс стать сценаристкой и шоураннером хитового сериала «Убивая Еву» (который вы тоже должны обязательно посмотреть, но это отдельная тема для разговора), она воспользовалась им сполна, получив за свои блестящие сценарии 2 номинации на премию «Эмми». А теперь пришел черед полного метра, который Феннел решила покорить с помощью истории о сладкой мести патриархату с очень черным юмором под названием «Перспективная девушка». И ее режиссерский дебют попал в самое яблочко, став одним из лучших фильмов 2020 года. Так чем же он так всех сумел покорить?
Главным козырем «Перспективной девушки», как вы уже поняли из названия картины, является одна очень перспективная девушка – Кассандра «Кэсси» Томас. Она была одной из лучших студенток медицинского университета, но ужасная трагедия перевернула ее жизнь навсегда. Ее лучшую подругу Нину изнасиловали, но, когда она рассказала обо всем декану, университет стал на сторону ее насильника. Поскольку у него были связи и деньги. Кэсси поняла, что ждать справедливости им с подругой больше неоткуда, поэтому она взяла возмездие в свои умелые руки. Теперь она ведет двойную жизнь, днем работая в маленькой кофейне, к разочарованию своих родителей, а вечером… Вечером она выходит на охоту за всеми «хорошими парнями», которые непрочь воспользоваться пьяной девушкой.
Чем ближе вы знакомитесь с Кэсси, тем яснее становится, что она – идеальная антигероиня современного общества, такая себе Вероника Марс с легкими нотками Харли Квинн (да, Марго Робби неслучайно выступила продюсером этого кино). Ее история – это история становления настоящей героини из комиксов, которая, правда, не обладает суперспособностями. Кроме острого ума и невинной внешности. Но, как ни странно, на них можно поймать в сети очень много мудаков, которые считают пьяную девушку легкой добычей. Вместе с этим Кэсси – невероятно харизматичная и многогранная личность, которая действительно добилась бы многого в карьерном мире, если бы решила закончить университет. Так что название фильма, которое в оригинале звучит как «Перспективная молодая женщина», описывает ее иронично и очень точно.
Имя актрисы Кэри Маллиган прогремело на весь мир, когда в 2010 году она получила премию BAFTA и была номинирована на «Оскар» за свою игру в фильме «Воспитание чувств», где она воплотила юную и наивную студентку, которая заводит роман с женатым мужчиной, в два раза ее старшим. За следующее десятилетие актриса сменила на большом экране разные амплуа, но вторую номинацию на «Оскар» так и не получила. Пока не получила. Поскольку ее бесподобная, пробирающая до мурашек и заставляющая сидеть на краю кресла в кинозале в предвкушении следующей сцены игра в триллере «Перспективная девушка» точно заслуживает не просто номинации, а самого «Оскара». Ее Кэсси гипнотизирует на протяжении всего фильма, показывая нам антигероиню со стальными нервами и большим сердцем, что кровоточит от потери родной души.
И пока Кэсси готовит свою сладкую месть, Феннел заставляет ее сомневаться в своем жизненном выборе, поскольку все вокруг твердят ей о том, что нужно отпустить ужасное прошлое и двигаться дальше в светлое будущее. Как вдруг она встречает милого парня Райана, с которым училась в медунивере, и у них завязываются серьезные отношения. Известный стенд-ап комик Бо Бернэм идеально подошел на эту роль, а их с Маллиган танцы в аптеке под песню Пэрис Хилтон – одна из лучших изюминок этого фильма. Но сможет ли Кэсси сочетать свою ночную охоту на «хороших парней» с отношениями с Райаном? Сможет ли она по-настоящему отпустить то, чем жила последние десять лет? Феннел приготовила отличные ответы на эти вопросы.
Гениальным решением кастинга на роли «хороших парней» стал выбор лучших сериальных бойфрендов, о которых многие девушки мечтали в 90-00-х годах, как Адам Броди, он же Сет из сериала «О.С. – Одинокие сердца», и Макс Гринфилд с Крисом Лоуэллом, которые играли самых нормальных и добрых парней Лео и Пиза в сериале «Вероника Марс» (еще одна отсылка). Таким образом Феннел подчеркивает, насколько внешность и статус в обществе могут оказаться обманчивыми. Насколько люди могут оказаться двуличными психопатами и насильниками, которые хладнокровно заметают следы своих преступлений и пытаются при этом поддерживать имидж «хорошего парня». Как успешный продюсер Харви Вайнштейн, пока о нем не заговорили десятки женщин и пока им, наконец, не поверили.
Феннел не боится ранить чьи-то чувства и бьет своей «Перспективной девушкой» прямо в сердце проблемы. Многим людям до сих пор кажется, что изнасилование – это что-то редкое и далекое, но в английском языке уже давно существует такое понятие, как «rape culture», то есть «культура изнасилования». Как некая «субкультура», что является неотъемлемой частью нашего общества. Она въелась в ДНК человечества и никак не желает выводиться. Поэтому Кэсси с помощью своего скальпеля решает удалить эту злокачественную опухоль на теле общества. Но под силу ли ей это? Сможет ли одна перспективная девушка что-то изменить и наказать преступников? Да, картина Феннел заставляет думать о многих непростых и неприятных вещах, о которых мы просто не имеем права забывать, если мы хотим изменить эту культуру изнасилования и сделать мир безопаснее для будущих поколений женщин. Как бы ни хотелось надеть розовые очки и закрыть на это глаза, мы не имеем права это делать. И об этом стоит помнить тогда, когда вам расскажет свою историю ваша Нина.
Особое место в этом фильме отводится понятию виктимблейминг (от англ. victim – жертва, blaming – обвинение), то есть обвинению жертвы насилия в том, что с ней случилось. Это когда общество вместо того, чтобы наказать преступника, начинает разбирать жертву по кусочкам в поисках того, чтобы сделать ее виноватой в том, что ее изнасиловали. Надела короткую юбку, шла сама ночью домой, выпила много алкоголя… Этот список можно продолжать и продолжать. В конце фильма Кэсси говорит о том, что жизнь Нины разрушило имя ее насильника, что его имя буквально опутало ее и не давало ей дышать, после того как она рассказала о случившемся. Таким образом данная история наглядно дает ответ всем, кто интересуется, почему женщины чаще всего молчат о таком. Потому что их сначала заставят проживать это изнасилование снова и снова в каждом новом допросе и разговоре, а потом еще и не поверят и отпустят насильника на свободу. Потому что у насильника должна быть презумпция невиновности. И его будет защищать система, тогда как женщину без денег и связей – нет.
А чего только стоят все те моменты, когда к Кэсси пристают на улице посреди белого дня или когда ее унижают «мужчины», поскольку считают ее «слабой девушкой», и как реакция этих «мужчин» резко меняется на нее, как только Кэсси показывает им, что она не беззащитная овечка. Они тут же матерят ее и спешат убраться подальше, обзывая ее чокнутой. В этих сценах Феннел и Маллиган блестяще показали, что патриархат не считает женщин людьми. Для тех «мужчин» девушка – это не человек, а красивая вещь, которую можно обзывать и к которой можно приставать на улице. Она им нравится, пока молчит и улыбается, но если проявит характер и пошлет их туда, куда их давно нужно было послать, то сразу станет «сукой» и «стервой». Хотя в реальной жизни женщины не могут позволить себе такую роскошь, как послать очередного мудака, который пристает на улице. Потому что рискуют попасть в реанимацию. И об этом Феннел тоже говорит в своем фильме, хотя и не прямо. Но очень красноречиво. Поэтому местами «Перспективная девушка» шокирует своей реалистичностью.
В среду «Перспективная девушка» получила 4 номинации на премию «Золотой глобус», и это только начало, поскольку впереди – только «Оскар». И режиссерский дебют Феннел заслуживает его во многих категориях, начиная от продуманного до мелочей сценария и игры Маллиган, заканчивая своим заводным саундтреком и невероятной операторской работой, что до мельчайших нюансов передает неповторимый стиль «Перспективной девушки». Все это делает первую режиссерскую работу Феннел не просто хорошим кино, а блестящей кинокартиной, современным киношедевром на одну из самых злободневных проблем, о которой мало кто не боится говорить так откровенно. Поэтому браво, Эмиральд. И я уже с нетерпением жду ваш следующий фильм. Нашему обществу нужны такие истории.
Если правоохранительная система бездействует и не желает наказывать преступников, что разрушают жизни перспективных молодых женщин, Кассандра Томас преподаст им очень ценный урок, который заставит их впредь бояться милых молодых девушек в нарядах в розовые цветочки.
67 Написать комментарий