Рецензия на фильм «007: Не время умирать»
Рeцeнзия нa фильм «007: Нe врeмя умирaть»
Дэниэл Крэйг зaслужил бoльшeгo 2 oктября 2021, 00:32 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Кoгдa впeрвыe oбъявили o тoм, что новым Джеймсом Бондом после Пирса Броснана будет блондин Дэниэл Крэйг, вряд ли кто-то предполагал, что спустя 15 лет он станет у зрителей чуть ли не самым любимым агентом 007 (после Шона Коннери, разумеется, ведь оригинального Бонда никто не превзойдет). И вот шпионская карьера Крэйга приходит к концу в его пятом фильме Бондианы с символичным названием «007: Не время умирать», у руля которого стал режиссер культового 1 сезона сериала «Настоящий детектив» Кэри Дзёдзи Фукунага. Но смог ли он превзойти хитовый «Скайфолл», один из лучших фильмов Бондианы всех времен, и снять достойное прощание с Бондом Крэйга?
В конце своего четвертого фильма, который назывался «Спектр», нынешний Бонд принял судьбоносное решение – уйти со службы и наконец пожить тихой и счастливой жизнью вместе со своей новой возлюбленной Мадлен Суонн. Но все мы понимаем, что фильм о том, как эта парочка живет себе спокойно на вилле где-то в тропиках, подальше от Ми-6 и спасения мира, был бы весьма скучным, поэтому «пенсия» Бонда продолжается не так уж и долго. Злодеи не спят, и когда у Ми-6 и ЦРУ появляется общий опасный враг, в руках которого – очень «непредсказуемый» сюжетный поворот – оказывается опасное оружие массового поражения, Бонду придется вновь надеть свой стильный смокинг и сесть за руль пуленепробиваемого ретро-автомобиля. И по ходу дела справляться с делами сердечными, поскольку у Мадлен есть один страшный секрет (не такой страшный, как вы подумали, но нужно ведь из чего-то сделать драму)…
Фильм «Спектр» представил одноименную злодейскую организацию во главе с Кристофом Вальцем, но создатели «Не время умирать» почему-то решили их быстро списать со счетов и отдать корону главного злодея некому Сафину, связанному с возлюбленной Бонда. Рами Малек здесь очень далеко ушел от своей оскароносной роли Фредди Меркьюри из «Богемной рапсодии», но его персонаж Люцифер Сафин не очень далеко ушел от «типичного бондиановского злодея». Да, у него крутая мантия и крутое логово в старом советском химзаводе на острове в океане (одна из лучших локаций фильма), но в остальном тот же Сильва в исполнении Хавьера Бардема в «Скайфолле» – гораздо более продуманный злодей с лучшей мотивацией. А этот, похоже, сам не может определиться, то ли хочет отомстить, то ли жениться на Мадлен, то ли просто заработать на продаже опасного оружия (как миллионы кинозлодеев до него), так что для злодея юбилейного фильма Бондианы он не сильно оригинален. И его маска была определенно лишней, поскольку все еще с выхода первого трейлера знают, что под маской скрывается именно Сафин. При этом здесь зачем-то есть сцена, где мы якобы должны с удивлением узнать этот давно известный факт.
Центральной сюжетной линией «007: Не время умирать» символично выступает любовные отношения Бонда с Мадлен, и с одной стороны это правильно, поскольку Бонд Крэйга – это больше не тот бездушный бабник с низкой самооценкой, который спит с кем попало, чтобы самоутвердиться, нынешний Бонд способен любить и быть счастливым, но сценаристы просто обожают заставлять его страдать. В начале юбилейного фильма наш герой вспоминает Веспер из «Казино Рояль», которую он так сильно любил, и сложно не заметить, что с Веспер у Бонда получилась гораздо более гармоничная пара, чем с Мадлен. Леа Сейду – прекрасная актриса, но непонятно зачем режиссер весь фильм заставлял ее играть свою роль так, будто она находится в секунде от обморока. В результате вместо крутой, зрелой пары, что вместе спасает мир, получилась какая-то незрелая «Ромео и Джульетта». Их расставание и воссоединение чувствуются не чем-то логичным для этой пары, а просто сюжетными поворотами, прописанными в сценарии. Да и с той же Ив Манипенни в воплощении Наоми Харрис у Бонда гораздо больше химии (стоит только вспомнить ту сцену бритья опасной бритвой из «Скайфолла», одну из самых сексуальных сцен в истории кино, где при этом герои не раздеваются и не занимаются сексом), чем с Мадлен.
Решив компенсировать мизогинию предыдущих 20+ фильмов Бондианы, где женщины чаще всего являются сексуальным объектом главного героя, которых частенько похищают или даже убивают, сценаристы «007: Не время умирать» представляют Номи, спецагента Ми-6 с уровнем подготовки 007. И на эту роль очень удачно позвали актрису Лашану Линч, она же Мария Рамбо, летчик-истребитель и лучшая подруга Капитана Марвел из вселенной Marvel. Конечно, она – не новый Бонд, она просто также гордо носит звание «агент 007», то есть является оперативным агентом «с лицензией на убийство», которых наверняка в Ми-6 не так уж и мало, как нам показывают на экране. У Бонда и Номи получился классный тандем, но жаль, что сначала нам показали, какая Номи крутая, а потом тут же без причины ее «слили», что привело к ужасному и провальному в сценарном и сюжетном планах финалу. А не «слили» бы ее, то финал был бы гораздо лучше, поскольку она могла бы помочь Бонду (не буду спойлерить, но вы поймете, о чем я говорю, когда посмотрите фильм).
И еще хочется отметить Палому, агента под прикрытием, которая помогала Бонду на Кубе. Ее сногсшибательно сыграла Ана де Армас, которая недавно составила компанию Крэйгу в хитовом детективе «Ножи наголо», а в «007: Не время умирать» она показала, что еще и отлично смотрится в образе экшен-героини, способной в вечернем платье с самыми откровенными (и самыми неудобными и бредовыми для драки) вырезами уложить целый отряд наемников. Причем это всего спустя 3 недели подготовки. Кажется, Палома заслуживает свой спин-офф (желательно в виде мини-сериала о ее шпионских миссиях под прикрытием). И жаль, что у нее так мало экранного времени, ведь она отлично разбавила местами слишком драматичную и угрюмую атмосферу данного фильма.
Поскольку фильм «007: Не время умирать» является не только финальным приключением Крэйга в роли Джеймса Бонда, но также и 25-м, то есть юбилейным, фильмом Бондианы, то он просто обязан этому соответствовать и быть одним из лучших во франшизе, но после просмотра понимаешь, что те же «Казино Рояль» и «Скайфолл» – на голову выше. И это разочаровывает. Почти так же, как девятый эпизод «Звездных войн» – обещают эпический финал, а в результате зрители получают посредственное кино. Такое чувство, что Бондиана себя давно изжила и последние 15 лет держалась на плаву исключительно благодаря харизме и трудолюбию Крэйга, который и сам давно хотел уйти, но его уговорили на пятый фильм большим чеком, и других талантливых актеров, которых и в финальной главе предостаточно. Но слабый и предсказуемый сюжет они все равно не спасают. Крэйг и его Бонд определенно заслужили большего. Это ж не вселенная DC, сценаристы могли бы не писать глупости, а придумать некое подобие хеппи-энда или хотя бы намека на него. А так будто весь фильм просто не имеет никакого смысла, лучше бы закончили все на «Спектре». Там концовка была с более глубоким посылом, когда Бонд отказался убивать злодея, показав, что он – больше, чем просто машина для убийств.
Последние несколько лет все активно обсуждают, кто же из британских актеров станет новым Джеймсом Бондом, но это не главная дилемма Бондианы. Талантливых британских актеров – очень много, и они все будут шикарно смотреться, спасая мир в смокингах и за рулем ретро-автомобилей, вот только спустя 25 фильмов, где сюжет и злодеи то и дело повторяют сами себя, сложно предположить, что здесь можно еще показать. Мы все смеемся с того, насколько абсурдными стали сюжетные повороты в «Форсажах», но Вин Дизель и компания хотя бы стараются удивить зрителей чем-то безумным (как полеты в космос), а тут из фильма в фильм все одно и то же, по кругу, с небольшими изменениями. Так что с трудом представляю, как Бондиана продолжится после Крэйга.
Еще одним очень показательным моментом, подтверждающим, насколько посредственным оказался юбилейный фильм Бондианы стала реакция зала на премьере. Обычно, когда смотришь классное и захватывающее кино такого масштаба на премьерном показе, то зал аплодирует (или дружно рыдает) во время моментов, что потрясают больше всего, как это было на финальных «Гарри Поттере», «Властелине колец», «Мстителях» или, например, на «Персонаже», что вышел в кино этим летом, а вот «007: Не время умирать» зал смотрел так тихо и спокойно, будто половину времени зрители вообще спали. Да и на тот финал реакция у всего зала была какой-то такой: «Ага, ясно, пошли домой». Сценаристы могли бы постараться чуточку больше и придумать что-то более оригинальное. Ради Крэйга. Хотя может он специально согласился на такой финал, чтобы окончательно обрубить концы.
Конечно, в «007: Не время умирать» есть отлично снятые эпизоды с экшеном, которые все-таки немного оживляют атмосферу всей картины, что идет аж два с половиной часа, а вот остальные сцены можно было бы и вовсе вырезать, и фильм бы не только ничего от этого не потерял, а еще и стал бы динамичнее и интереснее. Но как бы ни старался Крэйг, его актеры-коллеги, оператор Линус Сандгрен со своими визуально шикарными кадрами, что достойны номинации на «Оскар», и Билли Айлиш с до мурашек завораживающей песней-балладой «No Time To Die», что почти наверняка возьмет «Оскар», фильм в целом практически не вызывает никаких эмоций, пока не доходит до самого финала. Финал откровенно разочаровывает, как ни крути. Это было из разряда: «Плыли, плыли, а возле берега феерично утопились». Так что пойду пока пересматривать «Скайфолл», лучший фильм Крэйга в образе Бонда, чтобы правильно попрощаться с его персонажем.
Спасибо, Дэниэл Крэйг, за то, что был нашим Джеймсом Бондом последние 15 лет и помог ему эволюционировать в крутого и достойного героя, который имеет большое сердце. Веспер бы тобой гордилась.
20 Написать комментарий