О фильме «Дуэлянт»
SpaceMonkey
Прeдлaгaeм к прoчтeнию прeсс-рeлиз (лoнгрид, кaк мoднo сeйчaс нaзывaть бoльшиe стaтьи с кaртинкaми) фильмa «Дуэлянт», кoтoрый выйдeт в кинoтeaтрax Укрaины и РФ с 29 сeнтября. Интeрeснoй дeтaлью фильмa являeтся тo, чтo фильм рoссийскoгo прoизвoдствa рeшили дублирoвaть для укрaинскoй aудитoрии.
Oтстaвнoй oфицeр Якoвлeв стрeляeтся нa дуэляx, пo дoгoвoрeннoсти прeдстaвляя oднoгo из прoтивникoв — рoссийский дуэльный кoдeкс пoзвoлял зaмeну дуэлянтa. Якoвлeв стрeляeтся зa дeньги, oднaкo eдинствeннoe, чтo для нeгo пo-нaстoящeму вaжнo — eгo сoбствeннaя чeсть. Прoшлoe eгo дрaмaтичeскoe. Eгo публичнo унизили. Eму грoзилa пoзoрнaя смeрть, но он смог выжить. После долгих лет ссылки и скитаний он возвращается в Санкт-Петербург с единственной целью — отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь.
«Дуэлянт» — это приключенческий фильм с элементами триллера, мистики и мелодрамы. В его основе — дуэль — ритуал защиты чести, с присущими ему жесткими правилами и порядками. В отличие от европейской традиции, российская дуэль всегда была не просто поединком двух противников, а скорее спором с фортуной, а иногда и вызовом высшей силе, Провидению. Яковлев — персонаж, который бесстрашно бросает вызов судьбе и во многом наследует традиции романтического героя, созданного русской литературой.
Важная особенность «Дуэлянта» — необычный предметный и костюмный мир фильма. Санкт-Петербург середины 19-го века — это европейская столица, мультикультурное и многоязычное пространство, в котором люди с легкостью переходят с одного языка на другой. Наряду с дворцами и дворянским миром имперской столицы является таинственный и экзотический мир алеутов, населявших Крайний север России, где разворачиваются события «Дуэлянта».
«Дуэлянт» — абсолютно зрительский фильм, он рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, — комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. — Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX® помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение. Мы с Сергеем Мелькумовым поверили в режиссера фильма Алексея Мизгирева, ярко зарекомендовавшего себя в авторском кинематографе и впервые обратился к жанровому кино. Так часто происходит и в американской киноиндустрии, где из авторского сегмента в большой Голливуд были завербованы Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и много других современных режиссеров.
Звездный актерский состав фильма «Дуэлянт» представлен известными актерами, среди которых Петр Федоров ( «Сталинград»), Владимир Машков («Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Юрий Колокольников (сериал «Игра Престолов») и Мартин Вуттке ( «Бесславные ублюдки»).
В кинотеатрах Украины фильм будет демонстрироваться в украинском дубляже.
Комментарии режиссера фильма Алексея Мизгирева
О фильме
Я хотел снять фильм не про костюмы, а про эмоции. Про эпоху и ее точное воспроизведение. Это было интересное время, значительно интереснее, чем мы думаем о нем, очень выразительная эпоха. Люди 19 века умели и хотели значительно больше чем то, что мы о них думаем.
Во время подготовки к съемкам мне принесли с киностудии «Мосфильм» каталог пистолетов, состоявший всего лишь из двух листов и сказали: «Это оружие. Похоже на историческое, но доступное. Все берут такое. К вам приедет пиротехник, и стреляйте на здоровье». Эти пистолеты мы не использовали. Мы отказались от типовых решений, так же как отказались и от производства реплик, от вновь созданного оружия.
Я стал исследовать эпоху, и открыл целый мир оружия. Причудливые немецкие многодульные пистолеты, бельгийские нарезные дуэльные пары, первые русские, еще капсульные револьверы. Мы знаем оружие американских ковбоев, но русское и европейское оружие оказалось не менее выразительным. Мы стремились к достоверности, которое, к счастью, оказалось интереснее чем обычные шаблоны.
Наши художники и реквизиторы нашли в Европе и России и купили настоящие дуэльное пары того времени. Вообще, всё оружие в картине родом из 19 века. Уникальные мастера починили оружие, оно стреляло. Это было непросто сделать, но наш фильм о людях с оружием, и оружие было настоящим. Артист брал в руки револьвер, с которым воевали. Стрелял из дуельного пистолета, из которого уже стреляли на дуэлях. Стреляли и убивали.
Кареты мы привезли из Германии, а еще несколько карет сделали в Чехии по проекту наших художников. Эти кареты были одновременно и декорациями, и мобильными тележками, в них запрягали лошадей. Мы получили возможность снимать в движении.
Наши художники сконструировали велосипед, который движется без цепного привода и привычной "звездочки" на колесе. Это прототип велосипеда 1849 года, но доработанный нами. Пришлось дорабатывать, поскольку тот велосипед ездил только по прямой, не поворачивая, а наш должен ездить по треку с наклонной поверхностью. Кстати, в то время еще не было слова «велосипед». Такие двухколесные аппараты назывались самокатами.
Артист Машков два месяца тренировался ездить по узкому треку на самокате. С нами в группе был циркач, который ездит на необычных велосипедах. Как следствие, циркач не мог ездить столько, сколько ездил Владимир Машков.
О наводнении
В 1860-м году, когда разворачиваются основные события «Дуэлянта» наводнения в Петербурге не было. Большие наводнения были до и после событий фильма. Но сам образ города, в котором корабли лежали поперек пешеходных улиц, люди, которые плавали на лодках между дворцами — все это очень отчетливо, и мы это показали.
О дуэли
В России действовал так называемый "дуэльный кодекс", но он существовал по умолчанию, когда, например, у французов он был зафиксирован письменно. Письменно российский дуэльный кодекс появился только в 1910 году. Правда, это ничего не меняло. Каждый дворянин знал правила дуэли. На дуэли защищалась честь. А честь для дворянина не была пустым звуком.
Дуэль была кульминацией отношений. То, что вело к этой кульминации, тот эмоциональный градус, который побуждал к убийству порой лучшего друга, который в миг становился врагом — очень интересный и странный феномен. Если вынести за скобки безобразия пьяных офицеров и увидеть в дуелянтах высокообразованных людей, которые владели несколькими языками, которые изучали экономику и юриспруденцию, живо интересовались устройством государства, которые увлекались литературой, писали стихи, и вдруг, в какой-то момент, они начинали друг друга неистово убивать, то это очень интересный материал для фильма. Дуэль — это очень русская история.
О чести
«Дуэлянт» — это фильм о людях, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли не обращать внимание на унижение чести. Кто как может терпит и идет дальше. В 19 веке дворянин знал, что честь — это не некое формальное приложение к жизни. Честь своей сутью необходима для жизни. Честь — это то, как ты относишься к себе, и как позволяешь относиться к себе людям. Ценность чести была куда большая, чем ценность жизни. Императоры запрещали дуэли, ведь дворяне жестоко уничтожали друг друга. Дуэли наказывались по уголовному кодексу. Но, тем не менее, поединки не прекращались. Честь была важнее царя.
Про Петра Федорова и Владимира Машкова
Мне не хотелось делать примитивную пару "хороший-плохой". Слишком хорошие артисты были у меня в руках. Главный герой картины совершает поступки в целом отвратительные — он убивает людей. При этом, по нашей русской гуманистической традиции, он хороший человек. Его главный противник часто делает хорошие поступки будучи человеком со сложной мотивацией. Между нашими героями сложные и эмоциональные отношения. Они зависят друг от друга, и в то же время, друг друга уничтожают. У героев разные возможности. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь. Для героя Владимира Машкова мир открыт. Вся история — это развитие их взаимоотношений, которая заканчивается кульминацией — дуэлью.
Герой Машкова, граф Беклемишев, — это второй главный герой. Важнейший персонаж, самое важное силовое поле, в котором держится история. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не вычитывается. И хотя мы понимаем, что, наверное, герой отрицательный и даже отвратительный, но Машков играет с такой мощностью, что отключает своим обаянием твои рецепторы. Как ни странно, поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Мощная актерская пара. Странно, что вместе они никогда не играли. Они впервые вдвоем на экране.
Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Многие наши артисты любят сниматься сразу в нескольких картинах. Петр этого не делал. На съемочной площадке было много трюковых элементов, и он их выполнял самостоятельно. В экспедиции, которая проходила за полярным кругом, в одном из эпизодов Петра погружали в ледяную воду. Постановщики трюка два дня грели воду, и, по иронии кинематографической жизни, Петр лег в соседний резервуар, в котором ничего не грели. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп!». Это опасно, и мы с Петром это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простудился.
Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И меня поразило, как он мужественно бросил себя в эту роль, не только физически, но и эмоционально. Он пророс в эту роль. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоций. Для того, чтобы так безоглядно открыться, нужна смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Петр пошел на это. Это осталось в картине. Герой Петра Федорова — трагический герой, которого нужно было прожить, а не сыграть. Знаете, есть такой критерий актерского мастерства — быть или казаться. Вот Петр — это не казаться, Петр — это быть.
О персонаже Мартина Вуттке (барона Старе)
Барон Старе — персонаж-немец, играет его крупнейший немецкий художник Мартин Вуттке. Мартин — настолько великий артист, что я стал изменять его роль, что-то добавлять. Роль Вуттке расширилась даже не за счет каких-то реплик, а просто за счет масштаба его личности. Как следствие, барон Старе стал не второстепенным персонажем (как было изначально задумано в сценарии), а одним из центральных героев, крайне важным для прояснения сути героя Федорова, сути фильма в целом. Вуттке справился с ролью легко и изящно. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильме играет также Франциска Петри), и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе.
Про имена и фамилии главных персонажей «Дуэлянта»
Я никогда не придумываю персонажам имена. Есть авторы, которые зашифровывают в имена и фамилии какие-то символы и тайные смыслы. Я никогда этого не делаю. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существовали в то время, в тех, предложенных обстоятельств. И Беклемишев, и Яковлев, и Тучкова, и Старе — это все реальные фамилии, с ними были связаны дуэльные истории. Что-то я использовал в сценарии, что-то нет. К счастью, жизнь разнообразнее, чем мы о ней думаем. Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться.
Об актерах «Дуэлянта»
Сергей Гармаш играет однорукого убийцу. По сути, уже интересно. Гармаш как-то легко вошел в свою роль — она небольшая, но достаточно яркая, и персонаж меняется.
Княжну Марфу Тучкову играет молодая актриса Юлия Хлынина, ее брата — Павел Табаков. Новые лица в кино, хотя за ними есть уже какой-то послужной список. Мы хотели свежих лиц, новых артистов. Княжна Марфа — это дворянка, способная на безрассудный поступок. И мы искали актрису, которая, сохраняя внешность и стиль поведения дамы, была бы человеком взрывным, готовым на решительный поступок.
С самого начала мы с продюсерами понимали, что иностранцев играют иностранцы, а русских — русские. Нам важна достоверность. С одной стороны, жанровая история, с другой — реалистичная. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Наши герои общаются друг с другом на двух языках, и немцы говорят на русском, а русские — на немецком. Такая многоязычность была частью жизни Петербурга. Языковая характеристика мегаполиса, где равнозначно звучит русский, французский, немецкий, английский.
О художника-постановщика «Дуэлянта»
Андрей Понкратов появился первым из всей съемочной группы. Сначала был сценарий, потом появился Андрей. Мы с ним прошли большой путь. Андрей, прочитав сценарий, сразу все понял. Я впервые столкнулся с такого типа художником, который владеет не только кистью, но и разбирается в компьютерных технологиях. Он не просто рисовал эскизы — он делал 3D-инсталляции. Андрей делал эскиз и погружал его в фотографию реального объекта и, по сути, перед тобой был кадр из фильма. В таком кадре было уже изобразительное решение, даже световое. Понкратов придумывает объект, исходя, в частности, из световой характеристики. Самое интересное, что все, что Андрей нарисовал на бумаге, один в один было создано живьем. Эскизы и готовые к съемке объекты были абсолютно тождественны. И это, конечно же, серьезно нас вдохновляло.
Когда уже был готов сценарий, Понкратов поехал в Петербург смотреть объекты для съемок. Петербург — массовая съемочная площадка. Там есть менеджеры локаций, которые, словно экскурсоводы, проведут тебя по 30 объектам. Андрей прошел по этим объектам, позвонил мне, я приехал в Петербург, и мы пошли с ним смотреть на то, что он отобрал. Мы заходили в дом и слышали, как постановщики другой картины орудовали молотками. Мы зашли на один объект, и вместе с нами, это не шутка, теми же комнатами ходили еще две съемочные группы, отбирали объекты. Эти 30 типовых исторических объектов в Санкт-Петербурге — это конвейер. От самого начала я отвергал такой мир, который придуман до тебя и данный тебе по умолчанию — мол, ну вот, пожалуйста, берите, вы же снимаете исторический фильм, все за вас сделано.
Я вернулся в Москву, позвонил Андрею Понкратову и сказал: «Нет, Андрей, все это мы выбрасываем в мусор. Мы будем делать сами. Давай придумаем мир, но такой, который был на самом деле».
Мы строили много декораций, входили только в те реальные объекты, которые мы могли серьезно видоизменять. У нас огромное, для исторической картины, количество натурных съемок. Натура — самое сложное и дорогое в историческом кино. Причем мы снимали не где-нибудь, а в центре Санкт-Петербурга. Заливали водой улицы, завозили самосвалами грязь. На какой-то момент парализовали транспортную жизнь города. И это все читается, все видно на экране. Это была отправная точка — рассказать достоверную историю, но в то же время жанровую и увлекательную, историю в которой есть правда времени, но есть и сюжет, характеры, конфликты и любовная тема.
Изначально мы понимали, что не будем делать историческую ленту с шаблонным, типичным взглядом на 19-й век. Мы понимали, что там жили живые люди, и они жили в живых пространствах. И на этих пространствах лежал отблеск живой жизни. Он не может быть фальшивым и декоративным. С одной стороны, у нас лихой приключенческий сюжет про киллера в 19 веке, с другой — все настоящее.
Художник и реквизиторы путешествовали по Европе, чтобы купить предметный мир «Дуэлянта». Они привезли с собой огромное количество подлинных вещей. И эти настоящие вещи поражают — насколько они не соответствуют привычному, стандартному взгляду на предметный мир 19 века. Они красивее, изобретательнее, интереснее, чем все то, что мы обычно видим в фильмах, не говоря уже о сериалах.
О зарождении замысла «Дуэлянта»
Я пришел к продюсеру Роднянскому буквально с листом бумаги. Это не риторический троп. Лист формата А4, который даже не был исписан. Собственно, там была характеристика главного героя, написано, что в 1860 год, Санкт-Петербург, и очерченный сюжет. Когда мы произносим слово «дуэль», то первое и часто единственное, что всплывает в голове — дуэль Пушкина на Черной реке, в лучшем случае — Лермонтов, и уже совсем в продвинутом мозгу — дуэль Грибоедова. В литературе описывали поединки не так часто — это же такая подцензурная тема. Позиция государства была однозначна: дуэли — зло и должны караться по уголовному законодательству. Это была огромная часть жизни, которая замалчивалась. Были дворяне, у которых было по 15-20 дуэлей, и далеко не всегда таких людей сажали в тюрьму. Дуэлянты жили в обществе, и все их знали. То есть, общество жило двойными, тройными стандартами. Вроде нельзя, но и без этого тоже нельзя. Были бретёры. Их боялись. Вот входит человек в помещение, и все понимают, что он опасен. Ты можешь сказать что-то, после чего утром вы встретитесь с пистолетами в руках. И ты, может, не слишком и стрелял, а у него уже 15 убитых на счету. Как ты себя будешь вести с этим человеком, зная, кто он? Сохраняя собственное достоинство, сохраняя собственную честь.
Комментарии продюсера Александра Роднянского
Об особенностях «Дуэлянта»
Нескромно говорить, но фильм во многом уникальный. Во-первых, это особая, свежая, ни на что не похожая история. Она сочетает в себе основу классической русской литературы и приключенческий жанр, характерный для европейской литературы 19 века. Проще говоря — это произведение Дюма в декорациях романов Достоевского и с характерами Лермонтова.
Во-вторых, это беспрецедентный проект с точки зрения детального отношения к воспроизведению материального мира. При том, что мы никоим образом не претендуем на абсолютную точность (это не документальный фильм и не научное исследование того, как жили люди в Петербурге в 1860 году), но, тем не менее, все, что здесь сделано точно воспроизводит обстоятельства и фактуру жизни людей того времени.Не случайно был выбран именно 1860 год. Это время промышленной революции в Европе, период, когда появилось огромное количество новых "гаджетов", начиная от оружия и заканчивая медицинскими инструментами, которыми герою, например, вынимают пулю. Все эти детали, мне кажется, создают особое, ни на что не похожее ощущение времени. Но при этом они подчинены, конечно, сюжету, идее, захватывающей, эмоциональной и драматической истории.
Про главного героя
Яковлев, персонаж Петра Федорова, с одной стороны стоит на плечах русской литературной традиции. Такой романтический герой. С другой стороны — он современный. Он жесток и разочарован — мы видим его в момент абсолютного разочарования и опустошенности. И мы фактически наблюдаем историю возрождения, возвращения к жизни, преобразования, в котором свою роль играет и любовь, и месть.
О том, почему фильм снят именно на русском языке
Мы приняли решение не делать картину на английском языке, потому что в этом случае потеряли бы аутентичность. Сказать по-правде, такой соблазн у нас был, но это было бы риском потерять аудиторию в России. Фильм перестал бы быть русским. И, соответственно, оказался бы второстепенным для российского зрителя.
Очень тонко, химией, фильм связан с историей России, с запросом на сильного, необычного, сложного героя. Героя, который понимает, что жизнь трагична, сломленного героя, которого несправедливо довели до поражения — и вот он возвращается. В этом смысле, мне кажется, он может быть востребован аудиторией. Он дает ощущение надежды, но в обстоятельствах, которые не врут, не обманывают зрителя, что жизнь прекрасна, что она лишена трагизма, что в нй нет драматических и очень печальных поворотов — в ней есть все, все то, что может сломать человека. Но эта картина может укрепить волю к жизни у зрителя.
О режиссере Алексее Мизгирёвом
До «Дуэлянта» Мизгирёв снял три картины в сегменте авторского кинематографа — все три очень интересные, яркие и успешные. Я имею в виду «Кремень», «Бубен, барабан», лауреат фестиваля в Локарно за лучшую режиссуру», и фильм «Конвой», участник кинофестиваля в Берлине. Я смотрел на него как на человека, бесспорно, талантливого, бесспорно сильного. Я видел в нем какое-то удивительное сочетание тех качеств, которые свидетельствовали о другом потенциале. Он точно знает, чего хочет, он очень профессиональный, и это подтвердилось на площадке «Дуэлянта». Мизгирёв — педант, который категорически добивается всего, что ему нужно. И это, на мой взгляд, качество бесспорного режиссера, человека, который видит собственный фильм и на площадке воплощает то, что было до этого в его мечтах и планах.
Кроме того, Мизгирёв, безусловно, склонен к рассказу сильной драматической истории. И это то, что я увидел в нем, как в режиссере, и то, с чем согласен мой друг и партнер, продюсер Сергей Мелькумов — надо было дать ему в руки жанровую историю, способную охватить значительно более широкую аудиторию. Ни в коем случае не сдаться, не отказаться от всего того, что ему удалось добиться в авторском кино. То есть, прежде всего от представления о сложных, объемных, противоречивых характерах. А наоборот — попытаться сделать жанровое кино гораздо более сложным, чем это принято считать у нас за последние годы.
В советские времена это было очевидно — у нас были сложные жанровые картины с мощными героями, непредсказуемыми поворотами сюжета и обстоятельствами жизни этих героев, которые полностью соответствовали реальности, но сама по себе история была рассказана в рамках определенного жанра. Вот так и у нас. Это приключенческое кино, но драматичное. Это, безусловно, стрелялки, но абсолютно реалистичные. Это драма, но при этом увлекательная.
О поиске актера на главную роль
Мы искали главного героя, и это был, бесспорно, главный вызов. Ясно, что такой персонаж — это, с одной стороны, подарок для актера, эту роль согласится сыграть любой большой актер, неважно сколько ему лет. Потому что это харизматичный, сложный герой, который претерпит радикальные изменения — от человека, почти неряшливого и опустошенного, находящегося в состоянии депрессии, до человека, преисполненного жизни, способного на месть, на сильные чувства, на любовь.
При этом, мы осознавали, что такая большая картина, прежде всего в силу своего жанра, масштаба производства, характера визуальных инструментов, которые используются при ее создании, конечно, ориентирована на массовую молодую аудиторию кинотеатров. И герой должен быть человеком как минимум не пожилым. Это скорее всего человек до тридцати пяти лет. Поэтому круг поисков был ограничен всеми актерами этого возраста. Причем я не преувеличиваю — мы не рассматривали, условно, трех-четырех любимых нашей аудиторией артистов — мы посмотрели больше ста человек. Базовая идея — найти свежее лицо. В этом фильме вы увидите огромное количество новых лиц. Мы хотели добиться такого ощущения свежести. И от главного героя мы требовали того же. Но поскольку роль сложная, — нужны и драматизм, и ощущение мощной энергии, — такой «молодой Машков» (как мы себе говорили, что Машков неслучайно играет в фильме, потому что главный антагонист — он ровно такой же силы), и нам нужно было найти героя, способного сопротивляться и выглядеть в этом сопротивлении по меньшей мере равнозначно демоническому Машкову. Мы выбирали из очень хороших актеров и остановились не просто на Петре Федорове, а на Петре Федорове в его новой реинкарнации. Ведь в его милой, привлекательной внешности, нас многое смущало и пугало. Мы спорили об этом, возвращались, снова отказывались, снова возвращались. В результате решили изменить его внешне. Сделали ему нос, глаза изменили, заставили похудеть килограммов на пятнадцать. И в результате перед нами появился новый Федоров, который в руках Мизгирёва приобретает вот тот самый мощный и энергетически заряженный вид, нужный для этой роли.
О воссоздании эпохи
Самое главное не в том, чтобы восстановить Петербург аутентично, стопроцентно. Ну то есть он должен быть бесконечно правдоподобным и убедительным, но не обязательно на сто процентов достоверным — мы же не делаем документальную реконструкцию. Для нас главным было создать особую атмосферу мира и жизни Петербурга второй половины 19 века, которая позволила бы зрителю сказать то, что сказал в свое время Папа Римский Иоанн Павел II после просмотра фильма «Страсти Христовы»: «Вот так оно и было!». Чтобы люди посмотрели фильм и сказали: «Вот такой и был Петербург того времени». Очень много, что было построено на съемочной площадке, основанное на фотографиях и реальных свидетельствах того времени.
К слову, не случайно был выбран 1860-й год (когда разворачивается основные события фильма). Это было время промышленной революции, когда появлялись, выражаясь современным языком, новые гаджеты, начиная от оружия и заканчивая медицинскими инструментами. И все эти гаджеты, кареты, оружие было собрано по Европе нашими художниками, чтобы и актеры, и зрители чувствовали себя в той самой машине времени, которой и является кинематограф.
О дуэли и дуэлянтов
Как известно, дуэль — это способ выяснения отношений в благородных гостей. Когда другого пути подтверждения своей чести уже не остается. Когда оскорбление можно смыть только кровью. Когда доказательством благородства помыслов и побуждений, чистоты действий есть только готовность жертвовать собой. Понятное дело, что дуэль всегда была запрещена в нормальных цивилизованных обществах. И любая дуэль несла за собой разрушительные последствия в жизни победителя. Если проигравший мог потерять жизнь, то победитель, как правило был наказан. И только вмешательство высших сил могло как-то спасти. В нашем случае это принципиальное обстоятельство. Главный герой — человек, для которого дуэль, с одной стороны, это способ заработка — мы застаем его человеком, выступает в цирке, на аттракционах, что стреляет на дуэлях за деньги. Это совсем другой мир, другая мотивация. И он пытается (это самая главная цель его жизни) добиться возвращения своей чести, а значит и чести семьи. И для него дуэль настоящая, о которой он мечтает, это та, в которой он бы выступал под собственным именем против своего врага, виновника всех своих несчастий. Поэтому, в нашем случае, дуэли бывают совершенно разные. И, самое главное, российская дуэль, о которой, собственно говоря, мы и делаем фильм — она, скорее, была вызовом судьбы, провидения, чем европейская дуэль. Отсюда собственно и происходит русская рулетка, когда ты передоручаєш решения вопроса о правоте или неправоте, когда одним движением пальца нажимает спусковой крючок, твой пистолет выбирает, или не выбирает шар. Ну и собственно, дуэли у нас во многом отражают чисто российскую традицию, когда люди стреляются практически не один с одним, а через посредника, через Всевышнего. И это очень необычная дуэль имеет ключевое значение для драматургии фильма. Потому что наш герой — человек во многом проклятая, как он сам считает. В первой сцене фильма он об этом говорит. И человек, который мстит за унижение, которое ненавидит бретерів, профессиональных дуэлянтов, и фактически сводит с ними счеты выступая на дуэлях. Это существенное обстоятельство его внутреннего мотива, это его такой внутренний движок.
НЕОБЫЧНЫЙ ПЕТЕРБУРГ
Визуальные эффекты
Студия компьютерной графики Main Road | Post, известная работой над картиной «Сталинград» и «Метро», приняла участие в создании абсолютно нового образа Санкт-Петербурга. Большой группе специалистов по визуальным эффектам под руководством VFX-продюсера Армана Яхина было поручено дорисовать городские пейзажи и построить ряд вымышленных архитектурных объектов, придавали атмосфере Петербурга другое звучание в контексте сюжета фильма.
Команда Main Road | Post подключилась к работе над «Дуелянтом» на самом первом этапе, что также сыграло большую роль при воплощении оригинального режиссерского видения Алексея Мізгірьова. Художники студии нарисовали десятки концептов незнакомого и непривычного Петербурга, в соответствии с задумками режиссера и художника-постановщика ленты. До момента читки сценария на руках у продюсеров фильма уже были эскизы и необходимые результаты тестов. Впоследствии весь съемочный период на площадке находился супервайзер студии Main Road | Post Алексей Зайцев, который отвечал за соблюдение группой технологии съемки сцен по графику.
«В фильме «Дуэлянт» визуальные эффекты и компьютерная графика, — рассказывает Алексей Зайцев, — служат обрамлением истории и не выходят на первый план. Основная наша задача заключалась в доработке городской окружающей среды, в создании панорам Невы, вышедшей из берегов и в применении цифрового грима».
В картине «Дуэлянт» около 400 планов с компьютерной графикой. Кроме традиционной работы, связанной с затиранием признаков современной действительности, специалисты студии приняли участие в создании по-настоящему сложных сцен. Наиболее тяжелыми для художников оказались полностью компьютерные эпизоды, когда камера демонстрирует Петербург с высоты птичьего полета и совершает наезд. Эти панорамные кадры задают необходимую тональность, открывая взгляд на затопленный город, погружено в мрачную и гнетущую атмосферу.
«Мы реконструировали город в графике по материалам фотосъемки реального Питера, — отмечает Алексей Зайцев. — При этом у нас не было задачи придерживаться географической точности. Так что не стоит удивляться купола Исаакиевского собора в другом месте. Мы создавали другой, незнакомый Петербург, но с архитектурными памятниками северной столицы. Например, наши специалисты смоделировали для пары планов Казанский собор, который не отличается от настоящего».
Художники Main Road | Post использовали в работе над моделями трехмерный редактор Houdini, который отлично зарекомендовал себя в кинопроекте «Сталинград». По сюжету большая часть действия происходит под проливным дождем, или на затопленных улицах. Площадка активно поливали специализированные установки, а участок одной из центральных улиц даже перекрыли и по-настоящему затопили кинематографисты. Однако, большие разливы, что залили проспекты Петербурга 19 века, создавались средствами компьютерной графики.
Стоит отметить, что симуляция воды — трудоемкий процесс, который требует наличия мощных ресурсов, для получения впечатляющих результатов. Водные симуляции для картины «Дуэлянт» проводились в программном комплексе Naiad, успешно опробованном на кинофильме «Метро».
«Особая сложность заключалась в сочетании реальных декораций и созданных на компьютере, — продолжает Алексей Зайцев. — Например, мы снимали сцену возле здания с колоннами в виде атлантов. По режиссерскому замыслу она должна была иметь еще один этаж. Вот его мы и достраивали с помощью графики. При этом зритель не должен заметить подвоха.
Отдельного упоминания заслуживает масштабная сцена на Дворцовой площади. Несмотря на достаточно многочисленную массовку (в частности запряженные экипажи, которые практически ежедневно присутствовали на съемках), эти кадры требовали большего размаха. Эпичная создали путем увеличения численности массовки на компьютере. Кроме того, специалистами был построен несуществующий мост, разрезающий городское пространство в центральной его части, и восстановлен целый ряд зданий. В работе активно использовались предварительно обработанные фото и киноизображения с целью повышения эффективности сотрудничества между режиссером и отделом компьютерной графики. Другими словами, Алексей Мізгірьов имел возможность оценить и утвердить относительно точный дизайн будущего кадра до его запуска в серьезное производство в графической среде.
«На этом проекте не было привычных аніматіків, — рассказывает Алексей Зайцев, — мы опробовали немного другую технологию для предварительной визуализации декораций, применив игровой движок Unity. Так, декорации моделировались в черновом виде, а затем экспортировались в Unity, где программисты настраивали управления камерой. В итоге мы получали эмуляцию декорации с возможностью путешествия по ней. Это давало возможность определиться с ракурсом и планами съемки, а также с местом расположения компьютерных объектов до выхода на площадку».
Упомянутый ранее цифровой грим пригодился в эпизоде с наказанием главного героя, когда его бьют до полусмерти. Шпицрутены и глубокие раны — это графика. До исполнителя главной роли никто даже не прикоснулся на площадке. Сделать подобную сцену убедительной ничуть не менее трудно, чем эффектно разрушить здание или разбить самолет. В фильме «Дуэлянт» большая часть эффектов останется невидимой для зрителя, но в этом и заключается их смысл — поддерживать сюжет, а не перетягивать на себя внимание.
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Грим
Грим в кино бывает двух видов – малеваный и пластический или протезный, как его еще часто называют. В картине «Дуэлянт» используются оба. Пластическим гримом занимался опытный Алексей Ивченко (шоу-программа «Один в один», «Мафия»), а рисованным — Марина Красновідова («Сталинград»).
«Алексей Мізгірьов хотел придать герою более изящный вид, — рассказывает Алексей Ивченко, — поэтому решил слегка изменить внешность Федорова. Прямой нос с маленькой горбинкой и ювелирное прорисовка щек придали нашему замечательному актеру недостающей аристократичности. Плюс мы поработали над кожей, подчеркнув возраст героя и пережитые им невзгоды».
Накладной нос художники отлили из силикона, предварительно сняв слепок с лица Федорова и проведя работу по скульптингу. Форма носа лепилась с учетом пожеланий режиссера картины, который требовал от всех департаментов максимальной достоверности и убедительности. Каждый день Петру Федорову накладывался новый нос. Таким образом, Ивченко изготовил около 50 накладок. На грим актера уходило около 40 минут, что очень быстро по профессиональным меркам.
«Силикон — комфортный для ношения материал, — говорит Ивченко. — Какое-то время актеры, конечно, привыкают к нему, но потом накладка ощущается, как пластырь».
Кроме носа художники поработали над гримом тела героя, нарисовав на нем шрамы, что остаются после шпіцрутенів в сцене наказания. Грим наносился поэтапно, рубцы и синяки прибавлялись после каждого удара. Позже с помощью техники композітінгу специалисты по графике реализовали эффект проявления ран. Длительные рубцы — это силиконовые накладки, нанесенные с помощью техники бондотрансферінгу. Шар также доставали с бутафорской силиконовой накладки, которая прекрасно имитировала плечо. Струя искусственной крови шел из трубки, подведенной к протезу.
Фильм «Дуэлянт» позволил развернуться не только художнику из пластического грима, но и с грима рисованного. «Мы наносили актрисам легкий макияж согласно моде 19 века, — комментирует Марина Красновідова. — Кроме этого, специально для Юлии Хлиніної, исполнительнице роли Марфы Тучковой, сделали парик, поскольку в жизни она носит короткую стрижку. Некоторым актерам меняли цвет глаз с помощью подкрашенных в офтальмологических центрах линз».
Наконец, внимания заслуживают эффектные татуировки, украшающие тело Яковлева (Петр Федоров). Их дизайном занимался Алексей Ивченко.
«Мізгірьов хотел этничности, поэтому мы решили смешать северные мотивы с юго-восточной Азией, скомбинировав мешанину татуировки, — продолжает рассказ Алексей Ивченко. — Рисунок татуировки подбирался исходя из заложенного в них смысла. Нам был нужен рисунок, который дает какую-то силу и намекает на вечность, поэтому мы выбрали собаку и змею, что пожирают собственный хвост. Технически татуировка является трансфером или водостойкими наклейками. Грубо говоря, как в детстве, но качественнее. Во время подготовки я сделал себе парочку таких татуировок и проходил с ними несколько дней без проблем».
Костюмы
«Дуэлянт» — костюмированная драма, которая предлагает оригинальный взгляд на эпоху и моду 19 века. Художником по костюмам фильма стала опытная Татьяна Патрахальцева, в послужном списке которой «Сталинград», «Распутин» и десяток других картин.
«При поиске визуального решения, — отмечает Татьяна Патрахальцева, — ключевую роль сыграли встречи с режиссером картины. У Алексея было достаточно четкое видение и большое желание снять необычную костюмированную драму. Мы разговаривали, подбирали референсы — фотографии, живопись, обсуждали фильмы. Во время встреч всплывали «Отверженные», «Видок», «Большие надежды», но никаких прямых заимствований, конечно, не было. Мы искали собственный стиль. В результате намеренно смешали не эпохи, а моду 19 века. Что-то взяли из начала века, что-то из второй половины. Однако, все это сделано очень тонко и объединены общей цветовой гаммой и фактурой. На мой взгляд, благодаря режиссерскому замыслу получилось интересное и смелое художественное решение».
Главным героям костюмы шили на заказ. Каждый элемент одежды предварительно находил отражение в эскизе, который задавал направление и стиль. Режиссер ставил задачу сделать костюм продолжением личности персонажей.
«Мізгірьов подчеркнул, что костюм Яковлева должен символизировать его закрытую и сильную натуру, — комментирует Патрахальцева. — Наш герой — железный человек, настоящий рыцарь, способен преодолеть себя и любые жизненные обстоятельства. В его костюме присутствуют простота и четкость, драматургийно он никак не меняется с развитием сюжета, но становится легче.
Производственный бюджет картины позволил не экономить на актерах массовых сцен, как это часто происходит в российском кино. Для фильма было подготовлено несколько сотен костюмов. Одних только офицерских мундиров хватило бы для экипировки 70 офицеров.
«Для артистов задействованных в эпизоде с рынком и в других масштабных сценах, — рассказывает Патрахальцева, — мы брали напрокат костюмы в Испании. Там есть компания, которая обслуживает европейских и голливудских кинематографистов. У них в наличии восемь ангаров очень качественных костюмов различных эпох из хороших европейских кинопроектов. Что-то из одежды также взяли из других картин и с «Ленфильма». Подобный «микс» обеспечил качество второго и третьего планов».
К выбору ткани Алексей Мізгірьов подходил очень тщательно. Многое ему не нравилось. В конце концов, художники остановились на «блестящих» материалах, которые имеют эффектный вид при освещении, которое изменялось в зависимости от сцены.
«У нас очень необычное костюмированное кино, — комментирует Патрахальцева, — с интересными цветовыми решениями и неожиданными ракурсами съемки».
ТРЮКИ
Над постановкой трюков работала команда Сергея Головкина, который участвовал в работе над «Сталинградом».
«На этом проекте у нас вспомогательная роль, — рассказывает постановщик трюков, — мы были скорее на подхвате и никогда не выходили на первый план. Где нужно убедительно упасть замертво, где получить по лицу или вскочить в костер. Все это мы готовили и проводили репетиции. К счастью у нас было достаточно времени на подготовку».
К трюкачей Алексей Мізгірьов также предъявлял самые высокие требования.
«Мізгірьов достаточно жесткий человек, — продолжает Головкин, — стремится к максимальной художественной достоверности. Ему нужен реализм, а не киношная условность. Например, у нас была сцена с ударом по голове палкой. Эти кадры можно снять и смонтировать по-разному. Алексей же всегда требует жесткости, брутальности и некоторой кровавости без погружения в умышленное инсценировка».
Основная сложность для каскадеров заключалась в подборе нужного движения и поиска подходящих и интересных ракурсов.
«На хореографию драки у нас ушло около двух недель, — вспоминает Головкин, — потом пришел режиссер и раскритиковал всю проделанную работу. Ему не нужен был балет, он хотел более четких и резких движений. Кроме этого, каждый трюк, а это в основном падение на дуэлях, ему хотелось снять по-разному и без повторов. Что-то снимали с крана, где применили систему тросов. При чем Мізгірьов всегда следил, чтобы трюк получался правдоподобным и без излишне».
Артистам фильма пришлось не только падать и драться, но и купаться в ледяной воде Баренцева моря. В воде Петр Федоров плавал без дублера.
«Федоров — подготовленный парень, — продолжает Головкин. — В ледяную воду забрался в гидрокостюме, подбор которого забрал много времени. Искали теплый и комфортный для работы, чтобы легко прятался под одеждой. Нашли! Отмечу, что несмотря на отсутствие многочисленных трюковых сцен, снимать подобное кино даже сложнее, чем кавалерийскую атаку. Нужно одновременно убедить и заинтересовать при наличии ограниченных художественных средств. Надеюсь, у нас все получилось, и зрителю понравится история и видеоряд».
ДЕКОРАЦИИ
Санкт-Петербург не стал бы Петербургом Мізгірьова без участия талантливого художника-постановщика Андрея Понкратова ( «Левиафан», «Елена», «Изгнание»).
«До этого мне не приходилось работать на столь масштабных фильмах, — рассказывает Понкратов, — когда стоит задача подготовить более двадцати крупных локаций. Сразу встал вопрос о подбор команды и поиск нужных специалистов. С людьми мне повезло — удалось привлечь талантливых художников и бутафоров. Я — сторонник последовательной, а не параллельной работы. В связи с этим положительным образом сказался длительный подготовительный период, который растянулся почти на год, а не полгода, как планировалось изначально. Как следствие, у меня появилась возможность отследить и проконтролировать каждый из этапов работы над декорациями и реквизитом. Во время пре-продакшна я нарисовал большое количество эскизов в различных техниках и спроектировал различные объекты и декорации. Концепты были как черновики, написанные от руки краской, так и финальные — созданы в графике по мотивам фотографий реальных локаций. Какие-то вещи не вошли в фильм через производственные ограничения. Что-то помогли создать ребята из студии Main Road | Post».
«У режиссера было ясное видение проекта, — продолжает Понкратов. — Он не хотел показать Петербург с открытки, хорошо знакомый каждому туристу. Мізгірьов настаивал на своей интерпретации и реконструкции, путем внесения инженерных конструкций, которые, возможно, существовали и не сохранились. Мы намеренно избегали прилизанной гармонии и двигались в сторону остроты. Использовались различные идеи. В первую очередь, огромный мост проявляется в кадре по-разному. Например, у нас есть общий план, что демонстрирует его недостроенную часть с опорами, что идут в Неву. Огромное значение придавалось фактурам — грязи, ржавчины, камням, плесени, потертостям и многослойной краске».
Во время работы над экспликацией картины всплывала большое количество разнообразных референсів.
«Для меня примером замечательного исторического фильма является «Барри Линдон», — отмечает Понкратов. — Но здесь другая тема, другая стилистика. Одним из референсів со стороны режиссера был мюзикл «Отверженные». Отсюда живая «камера» и мрачная цветовая гамма. Идея с присутствием черного цвета в большом количестве возникла сразу. То есть мы определились с основным цветным средой — черное, темно-коричневое с акцентами в умбрі и сепии — и расставили акценты другими цветами. Референсами были не только фильмы, но и какие-то современные фотографии с интересной фактурой, игрой света и тени».
Самой масштабной из построенных для фильма декораций есть рынок возле Казанского собора.
«В изобразительном ряде картины одну из ключевых ролей играет контраст, — продолжает Понкратов. — С одной стороны четкая и ясная архитектура Казанского собора, с другой — хаос и грязь рынка. Торговые ряды мы ставили на воду, поскольку по сюжету у нас Нева вышла из берегов. Более того, это стало настолько привычным явлением для горожан, что торговцы к нему привыкли и приспособились. Те же лодки активно использовались ими для перевозки и торговли вместо телег».
Тема с контрастом нашла свое отражение и в декорации Мухінського училища. Шикарные выставочные интерьеры «живут» рядом с грязной дощатой полом и деревянными настилами. Наконец, на одной из затопленных городских улиц покоится огромный корабль. Художественный департамент построил левый борт двадцатиметрового судна, недостающие части которого «дорисуют» графики.
«Вот такие странные объекты, как корабль и недостроенный мост в Нью-Йоркском стиле, что нарушают привычный городской ритм, — отмечает художник-постановщик, — и стали для нас основными режиссерскими референсами и задачами».
Работа с цветом и пространством имела решающее значение в привнесенні чего-то необычного и неожиданного в обыденное.
«Вот например декорация Дворянского собрания, — комментирует Понкратов. — Мы достраиваем второй этаж средствами графики, но при этом вносим изменения и в реальный интерьер, создавая потолок, что давит и суперглянцеву пол, что усиливает контраст за счет множественных отражений».
Впечатляющий арсенал огнестрельного и холодного оружия собирался частями из разных источников.
«Во время подготовительного периода мы обошли все антикварные лавки в Москве и в Питере, — рассказывает Андрей Понкратов, — заглянули также на блошиные рынки. В итоге пришли к выводу, что ничего достойного за разумные деньги нам в России купить не удастся — только никчемное барахло. Поэтому было принято решение закупаться в Европе. Мы арендовали грузовик и отправились в путешествие по Северной Европе, а затем и континентальной, посетив Финляндию, Швецию, Данию, Германию, Францию и Бельгию. В ходе поездки удалось купить значительную часть реквизита. Например, все оружие для главных героев. Для второстепенных персонажей ее брали из коллекций и музеев. Много что из мебели изготавливалось на заказ в России. Основная сложность в этом деле — фактура. С помощью того же лазерного фрезерования или 3D-принтера сейчас можно сделать все, что угодно, но это только половина дела. Нужно еще доказать реквизит до нужного состояния. В этом плане нам невероятно повезло с командой бутафоров и художников-живописцев».
Интерьер магазина оружия является подвижной декорацией. Многочисленные ящики, шкафы и газовые лампы могли передвигаться и изменять свою конфигурацию. В каждую из построенных декораций кинематографисты вкладывали максимум сил и умений, чтобы история стала еще более захватывающей и интересной. В конце концов, кино — это не только о «Что», но и «Как».