KISFF2016: в Киеве назвали лучшие короткометражки
24 aпрeля в «Кинoпaнoрaмe» нa пятый дeнь aншлaгoв oбъявили победителей Киевского международного фестиваля короткометражного кино KISFF2016.
Впервые за пять лет существования фестиваль назвал, среди прочих, и лучшие украинские короткометражки — в отдельном конкурсе.
Гран-при международной программы получила французская драмеди «Партнер» Антуана Жоржини. Сюжет этой короткометражки настолько универсален, что легко представить, допустим, ее украинский ремейк. Главный герой, хулиган «с района», приготовил для прослушивания в театральный вуз отрывок из «Бури» Шекспира. Его друг, который должен быть партнером по читке, куда-то пропал. Прослушивание на грани срыва, нервы героя на пределе, и что-то нехорошее точно произойдет. К счастью, обходится без шекспировских страстей и зритель даже успеет оценить актерский талант французского гопника. Прямолинейная, но хорошо прописанная и отыгранная картина была названа лучшей не только по мнению жюри, но и зрителей, на протяжении фестиваля оценивавших фильмы по 5-бальной шкале. В составе же жюри были основатель МКФ «Молодость» Андрей Халпахчи, аниматор Река Бучи, победившая раньше на KISFF с мультфильмом «Симфония № 42», бельгийский фотограф и режиссер Питер-Ян де Пю и украинская постановщица Богдана Смирнова, живущая в Нью-Йорке. Последняя судила фильмы международного конкурса дистанционно.
Награду за лучшую режиссуру отдали экспериментальному фильму «Хотару» Уильяма Лабури. В этой фантастической ленте рассказывается о девушке с феноменальной памятью, которая участвует в важном эксперименте и принудительно находится в состоянии постоянного сна. В этой короткометражке впечатляет не столько нарратив, сколько необычный режиссерский подход: память и сознание героини переданы изображениями, созданными с помощью реалистичной, но устаревшей компьютерной графики. Когда память девушки дает сбой — на видео проскакивают глитчи.
Специальных упоминаний удостоились короткометражки «Тематический парк» и «Фрейд и друзья». Первая — работа приехавшего на фестиваль финна Ристо-Пекки Блома, посвященная неистребимой людской зависти. На видео — 5 минут наблюдения за надувным человечком-рекламой, который изгибается на ветру. «Танцы» этой конструкции сопровождаются спокойным закадровым рассказом в духе гипнотического сеанса или тренинга о том, как вам хорошо, если соседу плохо.
«Фрейд и друзья» — работа широкого известного в узких кругах Габриэля Абрантеса, американца, живущего в Лиссабоне, выпускника Fresnoy — знаменитой французской студии-школы, поддерживающей экспериментальное кино и медиа-арт. Короткие фильмы Абрантеса показывают в галереях — и кажется, такой формат наиболее подходит для представления его творчества. Но «Фрейд и друзья» широкой аудиторией принимается благосклонно — за счет абсурдного юмора и тривиальной истории о том, как очкарика-неудачника бросила подружка, узнав, что творится в его подсознании. От обычных короткометражек на ту же тему работа Абрантеса отличается обилием сюрреалистичных образов (как же без них, если в названии — Фрейд) и синефильских отсылок, самые «слабенькие» из которых — упоминание «Хернера Верцога» и трейлер-пародия на фильмы Вуди Аллена. Главную роль во «Фрейде и друзьях» сыграл сам Абрантес, а короткометражка была показана на KISFF2016 дважды: в конкурсе и как часть альманаха «Здесь в Лиссабоне».
Украинские фильмы на KISFF2016 оценивали украинский документалист Дмитрий Тяжлов, польский актер Матеуш Недза и композитор Кристофер Уорд. Гран-при национального конкурса получила картина Александра Шкрабака «Последний посетитель» — о бармене с тяжелой жизненной историей. Его в фильме сыграла звезда фильма «Тени незабытых предков» Владислав Никитюк.
Зрительские симпатии и специальное упоминание в украинском конкурсе завоевала документалка «Панорама» Юрия Шилова, рассказывающая о рабочих буднях многолетнего киномеханика «Кинопанорамы» — того самого кинотеатра, где ежегодно проходит KISFF2016. Главный герой Валентин — обладатель недюжинной харизмы, любитель выпить, пошутить и бросить крепкое слово. А происходящее в комнате киномеханика оказывается даже интереснее того, что идет на экране в зрительном зале.
Еще две короткометражки из украинского конкурса получили специальные упоминания. Одна — «Е.В.А.», объединившая усилия иностранных режиссера (Гиги Бен Артзи, видеохудожник и фотограф из Нью-Йорка) и оператора с остальной украинской съемочной группой. Ко-продукция заметна: у нас так не снимают, и, возможно, не надо. Эстетика из рекламы и хипстерских клипов слишком диковинно сочетается с русскоязычными персонажами — это еще если не упоминать о перегруженном сюжете. Школьница страдает от постоянных кровотечений из носа, занимается борьбой, встречается с египетским рок-музыкантом (он же — активист революции на площади Тахрир), при этом разражается монологом циничной и повидавшей жизнь дамы явно другого возраста. Слишком много всего намешано и в другой короткометражке, получившей спецдиплом — «Дом на краю планеты». Качественные и дорого выглядящие кадры CGI, локации и кадры, будто бы из интерьерных каталогов, к сожалению, не вытягивают сумбурную сбивающуюся историю, где нашлось место и войне на Донбассе, и адюльтеру, и семейной трагедии, и бандитам, и даже «Маленькому принцу». Но пост-продакшен в «Доме…» хороший.
Дом на краю планеты / House on the edge of the Planet from VGNC on Vimeo.
За пять дней KISFF2016 было показано около 250 фильмов. Из обещанных 35 сеансов три бесплатных open-air пришлось перенести до лучшей погоды — блоки комедий, короткометражек о любви и о тлене (Dark Side) покажут ориентировочно 13–15 мая в Мариинском парке в Киеве.