Фильм «Маргарита»: будьте честны!
«Тaкиx примeрoв мнoгo в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра».
«Маргарита» Ксавье Джанноли — обладатель премии «Сезар», открывший в этом году Одесский международный кинофестиваль, на днях выпущенных в украинский прокат.
Истоки сюжета «Маргариты» взяты из жизни реально существовавшей певицы Флоренс Фостер Дженкинс. История и вымышленного персонажа, и прототипа строится на искажённом представлении о себе и конфликтах, которые породило это искажение. Проблема обеих женщин — высокое самомнение, обе пытались вытягивать голосом высокие ноты, но безнадежно фальшивили.
Горе-певица Маргарита — отличная персонификация начала модернового кризиса. В её образе ужасает близость к чему-то животному, абсолютно не ведающему негласных законов общества, но к своей беде творящему. До двадцатого века искусством считалось всё то, что даёт возможность забыть о нашем происхождении от обезьян, и вспомнить о связи с предполагаемым Творцом. В двадцатом и двадцать первом веках искусство, наоборот, напоминает о неблагородном происхождении вследствие эволюции и топит в Лете идею о божественном начале. Так и Маргарита всё, напоминающее о Боге, искажает до уровня обезьяны. Даже себя. Но в модерновый кризис поднимались вопросы о честности. Честно ли в двадцатом веке петь как столетие назад? Честно ли в двадцатом веке ходить в одежде предыдущей исторической эпохи или честнее просто надевать ее для пародийных фотографий?
Но «Маргарита» не о животной сущности, а о ее носителях, таких же хищных. Они громче молчат, тише поют, но хорошо наблюдают. Трагедия рождается не из духа музыки, а из распада творения. Маргарита пела совершенно честно, как киник и гедонист в одном лице: получала удовольствие от жизни, занималась коллекционированием оперного реквизита, словно приобретая себе очки в навыке пения и инфантильно веруя в их дух. Окружающие в это время активно врали, и тотальная ложь — центральная проблема «Маргариты». Именно окружающие — главные мученики и страдальцы, ибо взяли на себя грешок «лгать, лгать, лгать» во имя искреннего счастья одного человека. И на нас, наблюдателей вдвойне, режиссёр также возложил грех: зрители прекрасно понимают, что как только Маргарита узнает правду о собственном голосе, этот длинный-длинный фильм закончится, а поэтому и добрая часть напряжения в фильме строится на одной-единственной лжи.
Автор: Валя Кошельник