Рецензия на фильм «Аннетт»
Рeцeнзия нa фильм «Aннeтт»
Фaнтaсмaгoричeский вaльс вo врeмя штoрмa27 сeнтября 2021, 22:37 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрельбицкая
Мюзиклы чаще всего ассоциируются у нас с чем-то ярким и праздничным – грандиозные музыкальные номера, грандиозные костюмы, грандиозные декорации или локации, все в лучших традициях Голливуда. Но не праздником единым, как говорится. Например, чего только стоит мрачный, готический мюзикл о кровавой мести «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тима Бертона, а теперь свой необычный вклад в поджанр мюзикла-от-которого-порой-становится-не-по-себе решил внести и скандальный Леос Каракс, спрятав душераздирающую историю трагической любви под милым именем «Аннетт».
«Аннетт» начинается как обычная романтическая лав-стори из жизни знаменитостей – успешная оперная певица Энн Дефрасну с первого взгляда влюбляется в «плохого парня» Генри МакГенри, весьма скандального стенд-ап комика, вскоре они женятся и становятся родителями девочки, которую называют Аннетт. Со стороны их пара кажется очень счастливой и успешной, такой, которой зрители новостных сводок о звездах могут лишь завидовать… Но стоит ли? Хорошо ли Энн знает Генри и его душу? Каракс берет их отношения и через любовные песни буквально выворачивает наизнанку за первый час фильма, постепенно превращая сказку о страстной любви в сущий ад. Ах, милая Энн, если бы ты только знала, на что способен шутник Генри…
На роли Генри и Энн Каракс взял Адама Драйвера, до этого момента новичка в мире мюзиклов, который лишь пару раз пел в фильмах, и Марион Котийяр, которая уже получила «Оскар» за воплощение легендарной певицы Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете», и в этот раз Котийяр действительно сама пела в кадре, причем вживую (за исключением оперных партий Энн). И хотя вряд ли кто-то раньше предполагал, что Драйвер и Котийяр когда-то сыграют вместе в мюзикле влюбленную пару, у них получился отличный симбиоз для столь фантасмагорического кино о трагической любви. А когда Драйвер в образе МакГенри выступает со своим провокационным стенд-апом или когда Марион в образе Энн играет на сцене в своей хитовой опере – то и дело ловишь себя на мысли, что было бы интересно посмотреть их полноценные концерты вживую, поскольку они действительно умеют зачаровать публику. Да и сам Каракс во время их выступлений будто переносит нас в зрительный зал, позволяя лицезреть их таланты в первом ряду.
Но мюзикл Каракса неспроста называется «Аннетт», а не «Генри» или «Энн». Рождение ребенка навсегда меняет жизнь его родителей, но в случае Генри и Энн их отношения стали меняться еще до рождения Аннетт. Эгоцентризм Генри, которого в то же время настиг творческий кризис и который имеет предостаточно общего с главным героем фильма «Американский психопат», превращает «сказочный» брак двух звезд в пытку, и вскоре одно трагическое путешествие молодой семьи в шторм оборачивается ужасной катастрофой. Генри остается единственным родителем Аннетт, и в то же время у маленькой девочки обнаруживается музыкальный талант, очевидно, унаследованный от покойной матери-певицы. И тут Генри приходит в голову план – использовать талант Аннетт, чтобы заработать денег и не влезть в долги, ведь его карьере пришел конец. Так девочка-вундеркинд Аннетт становится звездой мирового масштаба, принося Генри славу и много денег, и это, кажется, окончательно лишает его рассудка.
Чтобы сделать свой мюзикл еще страньше и страньше, Каракс вместо маленькой актрисы берет на роль Аннетт… куклу. Так что не пугайтесь, когда в кадре появится вместо ребенка кукла-марионетка, поскольку таким образом Каракс воплощает главную метафору своего фильма – метафору эксплуатации талантов детей их нечестными и жадными родителями, что в шоу-бизнесе случается довольно часто. Взять, например, недавнюю историю Бритни Спирс, которую ее семья эксплуатировала с юного возраста, а потом ее отец и вовсе захватил над ней финансовый и юридический контроль, или историю сестер Олсен, которые навсегда покинули кинематограф, как только стали совершеннолетними и смогли решать за себя сами, или историю звезды фильмов «Один дома» Маколея Калкина, который лишь недавно смог справиться с травмами от своего звездного детства… Так и Генри воспринимает Аннетт как куклу, как способ заработать себе денег, поэтому мы тоже видим ее такой, недолюбленным и несчастным ребенком, который выступает по команде отца, будто марионетка. И от этого действительно становится не по себе.
Ключевым персонажем картины «Аннетт» также выступает Дирижер, которого сыграл Саймон Хелберг, известный благодаря комедийному сериалу «Теория большого взрыва». И здесь он абсолютно не похож на Говарда Воловица. Его Дирижер сперва кажется темной личностью, что завидует успеху и славе Энн (и во время своего первого появления он даже немного похож на маньяка), но вторая часть фильма раскрывает его с новой стороны, показывая его заботливым «вторым отцом» для Аннетт, который искренне заботится о девочке, пока Генри заливает свою темную душу в клубах. Хелберг показывает здесь, что он еще на многое способен после «Теории» и что он не боится рисковать, участвуя в таких артхаусных проектах, поэтому хочется ему пожелать побольше главных ролей в кино, чтобы его талант раскрылся сполна.
В результате у Каракса, который никогда не боялся рисковать на большом экране и балансировать на грани между реальностью и дикой фантазией, получился один из самых странных мюзиклов всех времен, некая очень темная версия «Ла-Ла Ленда» с примесью «Суини Тодда» и «Американского психопата», которая то очаровывает нежной песней «We Love Each Other So Much» («Мы так сильно любим друг друга»), то вызывает мурашки своей жуткостью. Перед нами многогранная и наполненная метафорами история любви, которая медленно превращается в психологический триллер с элементами хоррора. За песни и музыку здесь отвечает известный американский поп-рок дуэт Sparks (в этом году как раз вышла интересная документальная картина «Братья Sparks» режиссера Эдгара Райта, посвященная этому дуэту), и даже если вы раньше ничего не слышали об этих талантливых братьях, их творчество точно затронет струны вашей души при просмотре «Аннетт». А вместе с невероятной, электризующей вокруг воздух игрой Драйвера и Котийяр все это делает новый фильм Каракса обязательным к просмотру всем поклонникам артхаусного кино, которые любят быть шокированными и покоренными одновременно.
Ах, прекрасная Энн со своим ангельским голосом… Как же волшебно ты пела, очаровывая полные зрительные залы, которые взрывались аплодисментами в твою честь. А теперь ты продолжаешь петь через свою дочь Аннетт, пока твой дух жаждет справедливого возмездия. Услышат ли вас люди сквозь свои крики восхищения?
27 Написать комментарий